?

Log in

No account? Create an account
 

"Разве музыка создавалось для музыковедов? Разве Бах писал для педагогических симпозиумов?" - ДНЕВНИК АЛЬТИСТКИ

About "Разве музыка создавалось для музыковедов? Разве Бах писал для педагогических симпозиумов?"

Previous Entry "Разве музыка создавалось для музыковедов? Разве Бах писал для педагогических симпозиумов?" 16 сент, 2014 @ 22:37 Next Entry
Очередная книга с помойки: Ванда Ландовска "О музыке".

После прослушивания симфонии Шостаковича

Эта музыка, безусловно, вульгарна. Так что для меня невозможно её любить и ещё меньше - судить о ней.
У Шостаковича, несомненно, имеется чувство ритма. Но к чему все эти безуспешные попытки быть гротескным, юмористичным?
Структура симфонии ясна и груба, словно необработанная древесина для мебели. В этой музыке нет тайны, но по крайней мере честная. И я предпочитаю это мистификаторам с пустым нутром.


Слушая сложное старинное произведение, люди с ленивыми мозгами раздражаются, если с первого раза не находят его красивым. Им невдомёк, что эта музыка слишком горда, чтобы устремляться к ним, улыбаясь и клянча дешёвые аплодисменты. Слушать ещё и ещё, каждый раз всё с большим вниманием, стараться проследить за за мелодией и гармонией, лучше понять - вся эта работа должна быть проделана самим слушателем. Но это никогда не приходит ему в голову.

О фразировке
Разделять мелодическую линию цезурами, диктуемые логикой, импульсом фантазиями, позволять воздуху циркулировать - это сродни дыханию, постоянно обновляемой жизни в музыкальных фразах; это придаёт им рельефность, необходимую для их понимания. Вот почему все старинные трактаты сравнивают музыкальную интерпретацию с риторикой.
... Когда тема проходит в имитации или по ходу развития, фразировка не всегда должна оставаться прежней.


О темпе
Умеренный темп выдержать более трудно, нежели очень быстрый. Он требует полного самообладания и самостоятельности пальцев.

О rubato
Rubato не должно быть симметричным. Rubato, которое уже раз встретилось, нельзя повторять, иначе оно перестаёт быть "временем, взятым взаймы". Разве можно постоянно лишь брать в долг?

Интерпретация украшений
Поскольку многим музыкантам недостаёт вкуса и проницательности, а также искусства импровизировать, они предпочитают голый текст из страха быть обманутыми. Хорошо известный дирижёр спросил меня однажды: "Можете ли вы стопронцентно гарантировать, что Бах хотел, чтобы эти украшения исполнялись именно так, как вы их играете?"



Спасибо m_u_s_t_a_f_a, который не проходит мимо скоплений такого "мусора".

Местонахождение: Петрозаводск
Настроение: рекомендую
Оставить комментарий
[User Picture Icon]
From:m_u_s_t_a_f_a
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:38 (UTC)
(Link)
Пожалуйста! :-)
[User Picture Icon]
From:yudinkostik
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:48 (UTC)
(Link)
добавлю ссылку на всю передачу:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/episode_id/961446


а она ведь и пианистка совершенно потрясающая... скажем, вот:


[User Picture Icon]
From:d_i_a_n_a_n_a_s
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:53 (UTC)
(Link)
Ага, спасибо! Слушай, а вот её пальцы, как у Гингемы - это есть правильно? :-) Или это специфика клавесинистки? У меня пунктик - всегда и у всех смотрю на постановку. Я уже и в кларнетистах стала разбираться. :-)
[User Picture Icon]
From:yudinkostik
Date:Сентябрь, 16, 2014 19:00 (UTC)
(Link)
пальцы - думаю, это особенности тогдашних принципов... там всякие школы были, я даже не то чтобы сильно в них разбираюсь, но что-то было такое, типа ни в коем случае не опускать свободные пальцы на клавиши... иногда это слишком утрированно выглядит... в общем-то, в такой постановке нет необходимости, но м.б. ей было именно так удобно - это ж все от строения руки зависит еще индивидуального - общего рецепта все же нет...

клавесинная манера, в принципе, такого тоже не требует... это какая-то ее собственная манера такая...
рекомендовать как общее я бы не стал, но у Ландовской все получается:)
From:nedostojevski
Date:Сентябрь, 16, 2014 20:57 (UTC)
(Link)
Да, аппликатура Ландовской немного "от балды". Постановка тоже какая ей удобно. Да и клавесин был сам ею же и сконструирован/усовременен/осовершенствован. Даже Нойперт гораздо более "историчен". Но у нее был ряд гениальных озарений. Действительно, в 16 и 17 веках в некоторых школах клавишной игры не использовались большие пальцы (их было 4, как у альтисток) и рука стояла под углом градусов 30 к межклавишным промежуткам, и получались очень похожие на грифовую технику позиционные переходы. Если попробовать играть подобным образом, получается совсем другая артикуляция!
[User Picture Icon]
From:d_i_a_n_a_n_a_s
Date:Сентябрь, 16, 2014 21:04 (UTC)
(Link)
Вот!

Федечка, как я рада, что ты воскрес в ЖЖ!

Твоя альтистка. :-)
From:nedostojevski
Date:Декабрь, 20, 2014 17:58 (UTC)
(Link)
что-то я не заметил, как воскрес))
From:nedostojevski
Date:Декабрь, 20, 2014 17:57 (UTC)
(Link)
что-то я не заметил, как воскрес)))
(Оставить комментарий)
Top of Page Разработано LiveJournal.com