?

Log in

No account? Create an account
 

"Разве музыка создавалось для музыковедов? Разве Бах писал для педагогических симпозиумов?"

About  

Previous Entry "Разве музыка создавалось для музыковедов? Разве Бах писал для педагогических симпозиумов?" 16 сент, 2014 @ 22:37 Next Entry
Очередная книга с помойки: Ванда Ландовска "О музыке".

После прослушивания симфонии Шостаковича

Эта музыка, безусловно, вульгарна. Так что для меня невозможно её любить и ещё меньше - судить о ней.
У Шостаковича, несомненно, имеется чувство ритма. Но к чему все эти безуспешные попытки быть гротескным, юмористичным?
Структура симфонии ясна и груба, словно необработанная древесина для мебели. В этой музыке нет тайны, но по крайней мере честная. И я предпочитаю это мистификаторам с пустым нутром.


Слушая сложное старинное произведение, люди с ленивыми мозгами раздражаются, если с первого раза не находят его красивым. Им невдомёк, что эта музыка слишком горда, чтобы устремляться к ним, улыбаясь и клянча дешёвые аплодисменты. Слушать ещё и ещё, каждый раз всё с большим вниманием, стараться проследить за за мелодией и гармонией, лучше понять - вся эта работа должна быть проделана самим слушателем. Но это никогда не приходит ему в голову.

О фразировке
Разделять мелодическую линию цезурами, диктуемые логикой, импульсом фантазиями, позволять воздуху циркулировать - это сродни дыханию, постоянно обновляемой жизни в музыкальных фразах; это придаёт им рельефность, необходимую для их понимания. Вот почему все старинные трактаты сравнивают музыкальную интерпретацию с риторикой.
... Когда тема проходит в имитации или по ходу развития, фразировка не всегда должна оставаться прежней.


О темпе
Умеренный темп выдержать более трудно, нежели очень быстрый. Он требует полного самообладания и самостоятельности пальцев.

О rubato
Rubato не должно быть симметричным. Rubato, которое уже раз встретилось, нельзя повторять, иначе оно перестаёт быть "временем, взятым взаймы". Разве можно постоянно лишь брать в долг?

Интерпретация украшений
Поскольку многим музыкантам недостаёт вкуса и проницательности, а также искусства импровизировать, они предпочитают голый текст из страха быть обманутыми. Хорошо известный дирижёр спросил меня однажды: "Можете ли вы стопронцентно гарантировать, что Бах хотел, чтобы эти украшения исполнялись именно так, как вы их играете?"



Спасибо m_u_s_t_a_f_a, который не проходит мимо скоплений такого "мусора".

Местонахождение: Петрозаводск
Настроение: рекомендую
Оставить комментарий
[User Picture Icon]
From:m_u_s_t_a_f_a
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:38 (UTC)
(Link)
Пожалуйста! :-)
[User Picture Icon]
From:yudinkostik
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:48 (UTC)
(Link)
добавлю ссылку на всю передачу:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/episode_id/961446


а она ведь и пианистка совершенно потрясающая... скажем, вот:


[User Picture Icon]
From:d_i_a_n_a_n_a_s
Date:Сентябрь, 16, 2014 18:53 (UTC)
(Link)
Ага, спасибо! Слушай, а вот её пальцы, как у Гингемы - это есть правильно? :-) Или это специфика клавесинистки? У меня пунктик - всегда и у всех смотрю на постановку. Я уже и в кларнетистах стала разбираться. :-)
[User Picture Icon]
From:yudinkostik
Date:Сентябрь, 16, 2014 19:00 (UTC)
(Link)
пальцы - думаю, это особенности тогдашних принципов... там всякие школы были, я даже не то чтобы сильно в них разбираюсь, но что-то было такое, типа ни в коем случае не опускать свободные пальцы на клавиши... иногда это слишком утрированно выглядит... в общем-то, в такой постановке нет необходимости, но м.б. ей было именно так удобно - это ж все от строения руки зависит еще индивидуального - общего рецепта все же нет...

клавесинная манера, в принципе, такого тоже не требует... это какая-то ее собственная манера такая...
рекомендовать как общее я бы не стал, но у Ландовской все получается:)
From:nedostojevski
Date:Сентябрь, 16, 2014 20:57 (UTC)
(Link)
Да, аппликатура Ландовской немного "от балды". Постановка тоже какая ей удобно. Да и клавесин был сам ею же и сконструирован/усовременен/осовершенствован. Даже Нойперт гораздо более "историчен". Но у нее был ряд гениальных озарений. Действительно, в 16 и 17 веках в некоторых школах клавишной игры не использовались большие пальцы (их было 4, как у альтисток) и рука стояла под углом градусов 30 к межклавишным промежуткам, и получались очень похожие на грифовую технику позиционные переходы. Если попробовать играть подобным образом, получается совсем другая артикуляция!
[User Picture Icon]
From:d_i_a_n_a_n_a_s
Date:Сентябрь, 16, 2014 21:04 (UTC)
(Link)
Вот!

Федечка, как я рада, что ты воскрес в ЖЖ!

Твоя альтистка. :-)
From:nedostojevski
Date:Декабрь, 20, 2014 17:58 (UTC)
(Link)
что-то я не заметил, как воскрес))
From:nedostojevski
Date:Декабрь, 20, 2014 17:57 (UTC)
(Link)
что-то я не заметил, как воскрес)))
(Оставить комментарий)
Top of Page Разработано LiveJournal.com